Краш-тесты: 5 интересных фактов + видео

Если машина бьется - то это не всегда плохо. Возможно она участвует в краш-тесте, то есть в испытании на безопасность. Автомобиль с манекеном, напичканным датчиками разгоняется до 50-70 км/ч и... ба-бах - врезается в перекрытие. По полученным повреждениям и информации с датчиков можно судить о безопасности автомобиля.

Самое интересное для стороннего наблюдателя в краш-тестах - это замедленная видеосъемка, когда видно как металл сминается от удара буквально в гармошку, как обычная ткань. Что ещё интересного есть о краш-тестах? Представляем пятерку фактов, а также в конце - несколько зрелищных видео.

1) Начало

Краш-тесты появились значительно позже самого автомобиля, как транспортного средства. Впервые такие испытания начали проводится в 1930-х годах. Правда, тогда их основной целью было продемонстрировать механическую прочность автомобиля. Так, в 1935 году испытанию подвергся Ситроен 11 - его отправили с 30-метрового уступа к земле. Прибежав на место падения, испытатели отметили, что даже после такого удара автомобиль вполне пригоден для передвижения.

А вот что сталось бы с водителем после подобного падения, испытателей как-то не заинтересовало.

Ситроен 11 - краш-тестСитроен 11 - краш-тест

2) Мертвецы

Сейчас в автомобиль для краш-теста сажают манекен с датчиками. Раньше, естественно, такой техники не было, и в автомобили сажали... трупы. Да, человеческие трупы, заправленные специальными красящими жидкостями. Инженеры должны же были знать, как и что повреждает человек при возможной аварии. Позднее такие испытания, конечно же, запретили. Аморально это.

Однако многие конструкторы до сих пор считают, что только при изучении деформаций и повреждений настоящего человеческого тела можно получить наиболее полную картину происходящего.

Старые автомобили - краш-тест

Старые автомобили - краш-тест

3) Гений

Человек, который спас больше жизней, чем любой врач-реаниматолог. Он получил около 2 500 патентов на изобретения, а его имя увековечено в Зале автомобильной славы в американском Детройте. Это инженер и изобретатель Бела Бареньи. Он по праву считается отцом пассивной безопасности.

Работая в компании Даймлер-Бенц, Бареньи предложил делать салон автомобиля в виде плотной клетки (так называемой "клетки безопасности"), окруженной деформируемыми зонами, которые поглощают почти всю энергию удара. Проведенный в середине 1950-х годов цикл краш-тестов на Мерседес-Бенц W111, подтвердил репутацию компании как производителя самых безопасных автомобилей.

Ремни безопасности, травмобезопасная рулевая колонка, установка подголовников, подушки безопасности - всё, что используется в современных автомобилях для сохранения жизни и здоровья водителя, также впервые появилось в недрах подразделения компании Даймлер-Бенц под руководством Бела Бареньи.

Бела Бареньи

Клетка безопасности

Мерседес Бенц W111

4) Москвич

Что касается отечественного автопрома, то здесь мы вовсе не в отстающих. По крайней мере были в 70-е годы. Благодаря постоянным испытаниям на прочность советский "Москвич" был признан одним из самых безопасных автомобилей и это было неоднократно подтверждено разнообразными европейскими сертификатами.

Самое испытание "Москвичей" производилось на открытом воздухе: машину разгоняли до скорости 50 км/ч (разгон производился простым толканием) - и она врезалась в железобетонный куб. А после удара смотрели все повреждения. В результате инженеры сделали травмобезопасную панель, пересмотрели крепления петель капота автомобиля (увеличили их прочность), перенесли ручной тормоз и рычаг переключения на пол.

Краш-тест Москвича

Краш-тест Москвича

5) Звездочки

Наиболее распространенной системой оценки безопасности автомобиля в настоящее время является EuroNCAP. Оценка производится по 5-балльной шкале. После введения данной системы в 1997 году, компании, выпускающие автомобили, стали специально подстраиваться под требования системы, лишь бы получить побольше заветных звездочек и затем хвастаться ими перед покупателями. А те, кто получил меньше звезд, естественно, пеняют на саму систему, мол, испытания производятся как-то не так. Тем не менее после внедрения EuroNCAP смертность на дорогах Европы уменьшилась в разы.

С 2010 года EuroNCAP существенно ужесточил свои требования. В них входят пункты по безопасности водителей, взрослых пассажиров, детей, а также критерий безопасности автомобиля для пешехода - ведь он тоже человек!

EuroNCAP - краш тест

 

Видео краш-тестов: